ВАЗ-2101 отметил 50-летний юбилей

На Пасху, 19 апреля, также отмечает свой юбилей один из культовых автомобилей СССР. ВАЗ-2101, или в простонародье «Копейка», был выпущен 50 лет назад. Модель характеризуется богатой, интересной историей с плагиатом, кражами и творческими муками из-за цензурного названия.

Машины для советских граждан долгое время оставались роскошью. Даже простое транспортное средство стоило минимум 20 средних зарплат, если брать за расчетную величину 200 руб. «Копейка» относилась к автомобилям средней ценовой категории. Модель также интересна происхождением и связанными с ней событиями.

«Фиат» вместо «Рено»

Пользоваться существующими наработками всегда было легче, чем создавать что-то новое. Практики варьировались от откровенного плагиата до законного копирования. В СССР процветали оба направления. Советский мотоцикл М-72 был почти точной копией немецкой военной модели R71.

ВАЗ-2101 – пример законного копирования. Разработчики рассматривали несколько иностранных моделей в качестве основы. Долгое время по характеристикам лидировал «Рено». Но «сверху» поступило распоряжение присмотреться к итальянскому бренду. В результате, основой для «Копейки» стал Фиат.

ВАЗ-2101 отметил 50-летний юбилей

Разработку нельзя назвать полным плагиатом. Советских разработчиков не удовлетворила «начинка» оригинала. Для ВАЗа заменили двигатель. Вместо дисковых тормозов, приходивших в негодность через 500 км, использовали барабанную систему.

В результате получился более прочный и выносливый автомобиль. «Копейки» выпускались с иностранными деталями, но они превосходили оригинал по качеству.

Курьезы с «Копейкой»

ВАЗ-2101 стал культовым автомобилем. Название «Копейка» он получил за последние цифры в маркировке. Изначально предполагалось, что и стоить машина будет дешево – около 1 000 руб. Цена устанавливалась из расчета 1 руб. за килограмм. Но, с учетом затрат и ситуации на рынке, ВАЗ начали продавать за 5 500 руб. Впоследствии цена выросла до 6 300 руб.

Модель шла на экспорт. Но для иностранных покупателей потребовалось альтернативное название. Марка «Жигули» во многих языках соответствовала обидным или нецензурным словам. Из-за этого появился бренд Lada. Хотя и здесь возникли заминки. На венгерском название марки звучало похоже на слово «сундук».

ВАЗ-2101 получил награду «Золотой Меркурий» в 1972 году. Вскоре кузов автомобиля был помещен в самарский музей, откуда его украли примерно через 10 лет. Злоумышленники разобрали стену, чтобы вынести экспонат. Преступники проявили сознательность – на счет музея была перечислена сумма, соответствующая стоимости корпуса. Вскоре выяснилось, что супруг директора учреждения решил таким образом собрать автомобиль. Остальные детали он докупил.

«Копейка» считается одним из лучших автомобилей ХХ века. «Жигулям» в Москве установлен памятник с посланием к потомкам. В нем говорится, что ВАЗ-2101 внес неоценимый вклад в историю автопрома.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here