Психическое формирование детей дошкольного возраста

Формирование ведущих психических процессов является основной особенностью дошкольного возраста детей. Развивается знаковая функция сознания. Ребенок может использовать предметы, похожие на оригинал совершенно свободно (например, палочка, как будто это градусник). Но со знаками дело обстоит иначе.

Знаки ребенок не может придумать, он может их позаимствовать у взрослых. Из этого следует, что знаки сначала проявляются во внешнем мире, а потом переходят во внутренний.

Знаки являются способом выражения культуры социума. А также совместно со знаковой функцией у детей формируются речь, воля, логика.

Для лучшего ощущения в мире и становления ребенка необходимы определенные ориентиры. Проводился эксперимент, согласно которому детям надо было прыгнуть в длину, при двух условиях. При первом надо было прыгнуть по возможности далеко, при втором – допрыгнуть до черты. Во втором случае все ребятишки прыгали дальше. Это говорит о необходимости создания ориентировок в жизни детей.

В таком возрасте также развитие получают такие закономерности, как: эгоцентризм (отсутствие умения вставать на точку зрения любого другого человека), синкретизм (отсутствие умения расчленять по категориям и качествам), артифициализм (созданность мира, искусственность), анимизм (одушевленность), трансдукция (переход от определенного к определенному, пропуская общее) и невосприятие противоречий.

Также, с детьми проводились эксперименты на сохранение формы и массымна основе обратимостим (например 2+3=5, обратимая операция). Детям показывалось два ряда карточек одинаковых длины и количества штук. При вопросе об их равенстве, дети отвечали положительно. Когда расстояние между карточками менялось в одном ряду (карточки складывались ближе друг к другу), то дети считали, что в этом ряду меньше карточек.

Эксперименты привели также к выводу, что образное и логическое восприятие формируется у детей в семь лет.

Благодаря рисованию, образное мышление развивается в схематическое. Поэтому очень важно детям позволять рисовать и собирать конструктор. Это позволяет научиться ребенку объединять предметы по их главным параметрам и свойствам. Но для этого им необходимо видеть наглядные схемы и модели.  

Необходимо уделить внимание теме общения со сверстниками. В дошкольные годы ребенок все меньше интересуется взрослыми. Увеличивается потребность в общении с определенными детьми (возрастает избирательность). Дети начинают разделяться на маленькие группы, где есть свой лидер и они выражают к нему симпатию. При общении со сверстниками у ребенка развивается более объективная самооценка. Он начинает сравнивать себя и свои возможности и может более точно осознать себя среди детей. Внешняя оценка позволяет дать себе внутреннюю, которая в дальнейшем станет основным движущим фактором в самореализации. В это время необходимо прислушиваться к своему ребенку и стараться не высказывать своего отношения, тем более отрицательного в той или иной области. Когда дети сопротивляются против навязываемого им действия, в них развивается агрессия и негативизм.

 

Категории статей

 
 

Подписаться на e-mail рассылку

Адреса с самопознания
Лучшие притчи
Семинары и тренинги
SMS рассылка
Ваше имя

Сообщите ваше имя.
Номер мобильного телефона

Впишите номер вашего мобильного телефона в формате +7XXXXXXXXXX


Последние комментарии