Два с половиной часа максимального напряжения — и открытый финал, после которого хочется заварить кофе покрепче и ещё раз прокрутить в голове сюжет в поиске ответов на вопросы. Пленницы смотреть онлайн  — это тот фильм, который интересно пересматривать во второй раз, даже зная развязку: детали, которые были незаметными при первом просмотре, вдруг всплывают на поверхность. Для тех, кто пока не готов ко второму заходу и просто хочет понять, что произошло в конце, где был загадочный лабиринт и есть ли во всём этом какой-то подтекст — мой анализ фильма «Пленницы».

Что такое лабиринт

Лабиринт — это не место или пространство, а запутанное состояние рассудка, в которое Холли Джонс погружает похищенных детей. Сборник головоломок, связанных с лабиринтами, детектив Локи находит среди немногочисленных личных вещей Бобби Тэйлора. На обложке написано: «Реши все загадки, и ты сможешь пойти домой». С помощью этих головоломок супруги Джонс получают такой контроль над сознанием жертв, что дети уже не могут вернуться к обычной жизни.

Бобби Тэйлору удаётся сбежать из дома Джонсов, но его сознание всё ещё блуждает по лабиринту. Он изрисовывает стены своей квартиры бесконечным лабиринтом в поисках выхода. Когда детектив Локи просит Тэйлора указать местонахождение детей, тот снова и снова воспроизводит лабиринты из книги с задачами. И Бобби, и Алекс Джонс воспринимают лабиринт как реально существующее место. Вспомните, как Алекс говорит Келлеру Доверу: «Они в лабиринте. Ты найдёшь их там».

Лабиринт изображён на медальоне, который носил муж Холли Джонс. Да и сам сюжет фильма «Пленницы» напоминает лабиринт. Два героя, которые пытаются раскрыть тайну пропажи детей, блуждают по лабиринту и много раз попадают в тупик. В начале фильма все считают, что детей похитил Алекс Джонс, но он оказывается неспособен на это — тупик. Следствие выходит на Бобби Тэйлора, но он лишь имитирует действия преступника — тупик. Келлер Довер раскрывает секрет Холли, но та его обезоруживает и загоняет в западню — тупик. Найти окончательный выход из лабиринта удаётся только детективу Локи.

Смысл фильма Пленницы (Prisoners) c Хью Джэкманом и Джэйком Джилленхоллом в главных ролях

Смысл названия

Оригинальное название фильма — Prisoners. В английском языке это слово не имеет показателей рода: можно его понимать и как «пленницы», и как «пленники». К сожалению, при переводе часть смысла потерялась: пришлось перенести фокус целиком на похищенных девочек и оставить за бортом других пленников. Между тем, другие персонажи фильма тоже попадают в заключение, причём не один раз:

  • Алекс Джонс (он же Барри Милланд) оказывается в плену 4 раза. В первый раз — когда супруги Джонс похищают его у настоящей матери. Затем — когда он попадает в плен лабиринта, откуда его сознание уже не может выбраться. В третий раз он попадает в заключение, когда его ловит полиция во главе с детективом Локи. Наконец, он оказывается в плену у Келлера Довера. В финале Алекс выбирается на свободу: он вспоминает (по крайней мере, частично) свою настоящую личность и возвращается к своей матери.
  • Бобби Тэйлора можно назвать пленником трижды: сначала он в заключении у Джонсов, затем у собственного сознания, и наконец, под следствием. Бобби — единственный персонаж, которому так и не удаётся выбраться из лабиринта.
  • Келлер Довер попадает в плен дважды. В первый раз он становится заложником собственной идеи, когда решает, что Алекс Джонс виновен в исчезновении его дочери. Затем он становится пленником в реальном мире, попав в ловушку Холли Джонс. В финале Келлера ждёт освобождение от внутреннего плена (подробнее об этом дальше). Но физически он так и останется пленником: ему придётся отбывать наказание за похищение Алекса.

Как видите, смысл названия несколько глубже, чем кажется на первый взгляд. Пленники — это не только Анна и Джой, а плен — это не только и не столько реальное заключение, сколько ловушка сознания.

Смысл фильма Пленницы (Prisoners) c Хью Джэкманом и Джэйком Джилленхоллом в главных ролях

Смысл финала

Чтобы разобраться в смысле концовки фильма «Пленницы», нужно сначала понять образ центрального героя — Келлера Довера. Хотя зрительские симпатии явно не на его стороне, сюжет фильма — это во многом история морального пути Келлера.

Обратите внимание, как обрисован образ Келлера с самых первых кадров. Он подчёркнуто религиозен, и это заметно по многим деталям: чтение молитвы, деревянный крест на лобовом стекле, рыба (символ Христа) на багажнике автомобиля.

По ходу сюжета Келлер три раза меняет свою роль. Сперва он — жертва, его дочь похитил преступник. Но вскоре Келлер сам становится похитителем ребёнка. Не случайно герои фильма постоянно повторяют, что у Алекса Джонса IQ 10-летнего. Келлер же требует от него ответа, как от взрослого. Поступок Келлера ставит его на одну доску с Холли Джонс. Дальнейшая история Келлера — это погружение всё глубже во мрак. Он втягивает в своё преступление друзей, врёт детективу Локи, наконец, приходит в дом Холли, намереваясь пытать и её. Но Холли оказывается подготовлена к его визиту, и Келлер снова становится жертвой.

Смысл фильма Пленницы (Prisoners)

Заключение Келлера очень символично. Мы узнаём, что он провёл под землёй три дня, прежде чем его свист услышал детектив Локи. Именно столько времени прошло, прежде чем воскрес Иисус. Также заточение Келлера под землёй отсылает к древним обрядам инициации в оккультные сообщества: неофиты погружались на долгое время в полную темноту, чтобы пережить духовную смерть и очищение. Именно это происходит с Келлером, который три дня проводит наедине со своей виной и тревогой за судьбу дочери.

Момент освобождения Келлера должен символизировать его перерождение. Но именно этот момент остаётся за кадром. На мой взгляд, это указание на то, что прежнего Келлера Довера уже нет. Дальнейшее развитие событий нам известно из диалога детектива Локи и Грейс Довер. Келлер отправится в тюрьму.

Таким образом, финал фильма «Пленницы» показывает духовную смерть Келлера Довера, но даёт надежду на то, что пленник всё-таки раскаялся в своём поступке. Также финал в очередной раз отсылает нас к названию фильма: Келлер попадает в тюрьму (prison) и становится заключенным (prisoner).

Смысл фильма Пленницы (Prisoners)

Тема добра и зла

Среди всех персонажей фильма почти нет безусловно «хороших» или «плохих». Единственный герой, которого практически не в чем упрекнуть — это детектив Локи. Единственные герои, которые не вызывают никакого сочувствия — это семейная пара Джонсов.

Джонсы представлены как абсолютное зло. Во всех остальных персонажах зло проявляется только как реакция на бесчеловечность Джонсов. Следующей жертвой Джонсов, которые «ведут войну с богом», становится Келлер Довер. Сколь бы ни был неприятен этот персонаж, мне кажется, его нельзя воспринимать только как грубого и агрессивного. Нам дают понять, что Келлер был психически неуравновешен ещё до пропажи дочери. Когда он был подростком, пережил смерть отца. Это не могло не оставить отпечатка в памяти Келлера. Его религиозность граничит с одержимостью; он бредит картинами конца света и устраивает в подвале своего дома убежище. Келлер с самого начала готов к тому, чтобы «превратиться в демона», он идеальная жертва для Холли Джонс.

Семья Бирчей невольно становится соучастниками преступления Келлера. На мой взгляд, их вина тяжелее вины Келлера и священника, поскольку они принципиально избегают принимать какое-либо решение, будь то сдать Келлера полиции или присоединиться к нему. Они не способны взять на себя ответственность за этот выбор, но это не делает их более высокоморальными, чем Келлер. Они знают о том зле, которое он причинил Алексу, но предпочитают молчать. Их молчание поощряет действия Келлера.

Хотя Келлер убеждён в виновности Алекса, он всё равно колеблется. Это видно в сцене, когда Келлер читает молитву, прежде чем пойти в свой старый дом. Он запинается после слов «И прости нам долги наши…», так как за ними следует «…как и мы прощаем должников наших». Именно этого Келлер не может сделать — простить.

Другие важные слова Келлер говорит Бенджамину Бирчу: «Он уже не человек. Перестал быть им, когда украл наших дочерей». Келлер пытается всеми способами дегуманизировать Алекса: закрывает его лицо пакетом, запирает в тёмной комнате, откуда его почти не видно. Все эти приёмы на самом деле помогают Келлеру абстрагироваться от того факта, что Алекс всё-таки человек.

Если у вас есть время, можете послушать лекцию известного психолога Филиппа Зимбардо. Он рассказывает о том, что самые обычные люди могут совершать любые зверства, если дегуманизировать их врага. Эта лекция, возможно, поможет вам лучше понять ход мыслей Келлера Довера.