Семинары

Интервью c Калиджи, основательницей и Гуру Трай Йоги. (YS 2007)

Кали Рей (Калиджи) Три ЙогаВ: Ваше увлечение Йогой началось много лет назад. Что привело вас к Йоге?

О: Я переживала состояние (опыт) Йоги еще до того, как узнала само слово "Йога". В самом раннем детстве, когда мне было не больше 3-х или 4-х лет, мне нравилось оставаться одной, особенно в затемненных помещениях, в гараже, или в задней комнате дома, куда никто не заходил. Оставаясь там, я задавалась вопросом: "Откуда я пришла? Где я была до того, как родилась?" Это было началом моего погружения в Йогу. Многие дети задаются этим вопросом, но я так и не перестала.

В: Вы сохранили веру, которую многие теряют в водовороте жизни?

О: Благодаря самоанализу (интроспекции), это постоянно утягивало меня вовнутрь. К 7-и годам я обнаружила, что, задавая этот вопрос, я переживала состояние того, что сейчас назвала бы блаженство – Ананда - тогда я не знала этого термина. Я просто знала, что это невероятное чувство, для меня это было настоящим волшебством. Я никогда не прекращала интроспекцию. Одной из главных причин – это чувство глубокого внутреннего покоя, которое открывалось мне.

В: Феноменально! В 1980 в вас пробудилась криявати сиддхи, то есть поток асаны, пранаямы и мудры. Не могли бы вы пояснить, что это такое?

О: Да. В древние времена риши и ришини, находясь в состоянии глубокой медитации, переживали такой опыт: кундалини, духовная энергия, которая течет от основания позвоночника вверх, заставляло их тела спонтанно двигаться, выполнять практику Хатха Йоги. Таким образом, энергия заботилась об их телах, позволяя йогинам оставаться в состоянии глубокой медитации – самадхи. В то время я ничего об этом не знала. Хотя вся моя жизнь была посвящена медитации и философии Йоги, я никогда не занималась и не интересовалась именно этим аспектом. Например, можно прочитать все Йога сутры и ничего не знать о кундалини. 5 января 1980 года, я проводила занятие по медитации. Я дала инструкции по выполнению визуализации: света, текущего от основания позвоночника до макушки. Я также упомянула о том, как важно сохранять тело в неподвижном состоянии. В тот вечер энергия пробудилась вместе с визуализацией и начала двигать моё тело. Позже, пришло осознание, что это был судьбоносный опыт. Криявати сиддхи – это Хатха Йога, которая проявляется благодаря энергии кундалини и принимает свою форму исключительно благодаря руководству, которое исходит изнутри. Хотя у меня не было ни малейшего знания о Хатха Йоге (знания на уровне ума), мое тело начало выполнять поток асан, пранаям и мудры. В тот вечер это продолжалось около двух часов. На следующее утро, когда я села медитировать, опыт повторился. И постоянно повторяется на протяжении последних 27 лет. Сегодня Трай Йога – это систематизированный метод. Он начинается с базового уровня и последовательно развивается до седьмого уровня, состоит из асан, пранаям, техник концентрации, а также 1008 мудр. Все это является исключительно результатом опыта криявати.  

В: Невероятно! А что такое Трай Йога Прасара?

О: Прасара – означает движение в потоке без мыслей. В Трай Йоге мы можем рассматривать это на нескольких уровнях. На высшем уровне – это единение с Сат-Чит-Анандой, с тремя высшими аспектами нашей души – Бытие-Знание-Блаженство. Триединство проявляется во всех аспектах Йоги. Так на уровне Хатха Йоги – это единство асаны, пранаямы и мудры. Единство этих аспектов позволяет проявиться тонкому качеству потока, когда мы его просто ощущаем, а не мыслим. То есть знание Трай Йоги начинает проявляться изнутри вовне, хотя изначально практика осваивается извне вовнутрь. Другими словами, Прасара значит пребывание в медитативном потоке. В данном случае – это медитативный поток Хатха Йоги. Считается, что Хатха Йога готовит нас к медитации, но мы можем пребывать в состоянии медитации уже во время практики Хатха Йоги: практики асаны, пранаямы и мудры. Конечно, в Трай Йоге есть и практика медитации в неподвижном состоянии, сидя, но одна из её особенностей состоит в том, что даже движения являются медитативным потоком.  

В: То есть это составляет основу философии, учения Трай Йоги? Все те, кто приходят к вам, изучают именно эти аспекты? Я, например, далеко не на таком высоком уровне практики…

О: В этом методе все начинается просто. Все начинается с положения на спине. Эта серия называется "серия земли" и её может выполнять каждый! Даже на диване (смеется). Конечно, лучше на полу. Есть серии, которые состоят всего лишь из 10 движений, но они содержать в себе необходимые основы потока. Поток подразумевает наличие определенных качеств: волнообразные движения тела, поддерживаемый ритм и темп, расслабление в действии, экономия движения - мы задействуем только то, что нам необходимо для выполнения того или иного движения. Эти качества помогают нам стать "свидетелем" движения трех основополагающих практики – тела, дыхания и ума. Мы лишь используем асану, пранаяму и мудру для пробуждения внутреннего потока (чтобы испытать состояние потока изнутри). Любой и каждый может этому научиться. Если чье-то тело подходит для более сложных последовательностей, он может выполнять более высокие уровни (всего их семь). Тем не менее, в нашем методе, прогресс не измеряется тем, насколько гибким и сильным становится тело (хотя все это развивается естественным образом). Для нас самое главное - это понимание концепции потока. В Трай Йоге есть самые разные последовательности, так что каждый может выбрать то, что подходит именно ему. А самое главное, мы все можем быть в потоке вместе – на коврике для Йоги и в повседневной жизни.  

В: В чем проявляется влияние Трай Йога Прасары на нашу повседневную жизнь? В чем проявляются изменения, улучшения, когда мы начинаем использовать эти техники?

О: Любая Йога, если она практикуется в разумной последовательности, будет оказывать влияние и приведет к одним и тем же результатам. Начиная любую практику, человек испытывает определенные улучшения в жизни. Тем не менее, многие говорят, что Трай Йога оказывается для них абсолютно новым опытом. Поток остается с ними и в них. Объяснение просто – поток вечен. Вся вселенная пребывает в потоке, в постоянном движении. Это Шакти, энергия. И этому движению присуща плавность: смена сезонов года, определенное количество сердцебиений в минуту, определенное количество вдохов и выдохов; наши глаза моргают примерно 10 раз в минуту. Все находится в потоке. Если во время практики мы позволяем телу, дыханию и мудре течь синхронно, вместе, от самого начала до конца, не прерываясь, словно у практики нет ни начала ни конца – естественно мы фиксируем асаны, но даже вход и выход из асаны составляет поток – мы погружаемся в состояние потока на коврике. Если мы имеем опыт этого состояния, то и в повседневной жизни, мы ощущаем себя в гармонии с вселенским Потоком, который направляет нашу жизнь. Вся жизнь оказывается в гармонии и в потоке. Это то, что я постоянно слышу от людей: как их жизнь начала раскрываться, как они все больше ощущают изнутри цель своей жизни, как их жизнь приходит в гармонию, словно ее кто-то направляет. Раскрывается сердце, мы открываемся познанию безусловной любви и сострадания, истинному знанию блаженства. Всё это качества, которые раскрываются, когда мы находимся в потоке.  

В: Звучит так красиво!

О: Это действительно красиво. Когда сморишь на выполнение последовательностей Трай Йоги, со стороны, кажется, что это не требует совершенно никаких усилий. И это правда, так как поток течет без усилий. Тем не менее, начиная практиковать, применяя все принципы, человек начинает осознавать, что это очень мощная практика, которая трансформирует на самых разных уровнях.  

В: А как насчет тех, у кого слишком беспокойный ум?

О: Это то, что им нужно! Это медитативный поток Хатха Йоги. На протяжении всего занятия поддерживается один и тот же ритм и темп: движения не ускоряются и не замедляются. Когда человек погружается в этот ритм, вместе с волнообразными движениями, это помогает ему погрузиться в состояние глубокого внутреннего покоя и умиротворения. После расслабления, когда эффект интегрируется на более глубоком уровне, у него остается знание этого состояния – точка референции, которая не покидает его и в повседневной жизни. Он знает, что значит "пребывать в потоке" и может в нем оставаться. Это усиливается с практикой. Для достижения этого состояния вовсе не надо много времени. Практика очень эффективна, как только мы входим в состояние потока, тело расслабляется, а ум успокаивается.  

В: Когда вам было чуть больше 20 лет, вы выбрали образ жизни саньяси. Не могли бы вы объяснить, что это подразумевает и как это – быть саньяси?

О: Вообще, этот образ жизни выбрал меня сам, это всегда было моим естественным состояниям. Это жизнь, посвященная служению, используем мы этот титул или нет. Есть два типа образа жизни: домохозяин и саньяси. Жизнь домохозяина подразумевает наличие семьи, воспитание детей, что так же является благородной целью, так как иначе, никто из нас сюда бы не попал (смеется). Саньяси ведет монистический образ жизни, но самое главное, вся его жизнь посвящена служению человечеству. Некоторые саньяси уходят в ретрит (уединение). Вы, наверняка, слышали о тех, кто сидит в пещерах в Гималаях. Йога становится главным фокусом жизни. Но дхарма, предназначение, некоторых саньяси – делиться знанием, которое они получают изнутри.  

В: Делится даром, полученным изнутри.

О: Да. Я благодарна за опыт, который мне дает криявати, за энергию, Шакти, я счастлива делиться этим. Все это дается лишь для блага других! Я счастлива посвящать этому служению каждое мое дыхание.  

В: Шри Ганапати Саччидананда Свамиджи – ваш Гуру. Что привело вас к Нему?

О: Он пришел ко мне. Но я всегда Его чувствовала, предчувствовала, что появится великий Учитель, Гуру или Аватар, как Его называют в Индии. Задолго до встречи я говорила о Его появлении своим ученикам, и о Гуру женского пола. В 1990 я увидела небольшую брошюру, в которой говорилось о Его приезде в Санта-Круз. Я сказала своим ученикам: "Именно Его я ждала все это время!". Чувство было безошибочным, как волшебство, которое с тех пор не прекращалось. Самая первая встреча была чудом. Я позвонила по телефону, указанному на брошюре и предложила, чтобы их гость остановился в нашем ашраме - я чувствовала, что Он должен остановиться у нас. Они отказали, сказав, что Он меня не знает и никогда не останавливается у незнакомых людей. Но в день его приезда, у той семьи случились непредвиденные обстоятельства – у жены начались роды на месяц раньше срока. Конечно, мой телефон оказался полезным. Они все же сказали, что останавливаться у нас Он не будет, но, по крайней мере, я могу оказать любую помощь. В тот вечер я приехала на встречу с Ним. Я сидела в задней части комнаты, и передо мной было огромное количество народа. Когда Его спросили, где будут проходить Его программы, Он указал в конец комнаты прямо на меня. Это относилось к каждой из трех программ. Затем ко мне подошли Его ассистенты сказать, что Он хочет приехать ко мне утром. Они приехали в 6 утра, я ожидала их в 9 (смеется), приехали только ассистенты и сказали, что у них есть для меня послание от Свамиджи: "Он приехал в это святое место, чтобы встретиться с тобой". Это великая духовная встреча. Путешествие Гуру и ученика – это великое духовное путешествие. Он сказал, что приехал в Санта-Круз специально для встречи со мной. Его мать, которая была великой йогиней, сказала Ему обо мне. Я тесно связана с Ней, так как в предыдущей жизни Она была моей матерью и Учителем. Он знал о криявати и сказал, что это моё предназначение продолжать эту традицию. Он знал обо всем, мне даже не пришлось ни о чем рассказывать.  

В: По-вашему мнению, у каждого должен быть Гуру? Или человек может найти Гуру в самом себе?

О: Все и каждый может быть для нас Гуру. В нашей традиции есть легенда о Даттатрейи, который является воплощением триединства Брахма-Вишну-Махешвары. Легенда говорит о том, что Даттатрейя, который был изначальным, первым Гуру, имел 24 Гуру, что, по сути, подразумевает бесконечное количество. Каждый может быть нашим Гуру, природа может быть Гуру, различные учения. Вселенский Гуру может говорить с нами через всех и всё. Вселенский Гуру пребывает внутри нас. Если нам удается настроиться на Него, то мы можем слышать Его руководство изнутри. Но некоторые из нас связаны особыми отношениями с йогином или другим духовным существом, и сила гравитации обязательно притянет их друг к другу, благодаря связи прошлых жизней или потребности, возникшей в этой жизни.  

В: Мне нравится, как вы описываете это. Если человек настроится на внутреннего Гуру, то все становится источником его учения.

О: Потому что Гуру… одно из значений этого слова на санскрите, означает "тяжелый", "наполненный знанием". Гуру – это вселенское знание, это вовсе не личность. Вселенское знание находится внутри каждого из нас. Тем не менее, есть великие Мастера, йогины. Их общество, энергия дает невероятно приятное чувство. Путешествие с Гуру можно сравнить с птицей, у которой два крыла. Одно – это поддержка и помощь Гуру, другое – наше собственное усилие. Если человек продолжает прилагать усилие, чтобы погрузиться вовнутрь, у него есть все шансы, чтобы встретиться со своим внутренним Гуру.  

В: Мне нравятся ваши слова о мантре. О том, что мантра на санскрите означает защищать, что она защищает ум, и что позитивное мышление (позитивный ум) – это самая лучшая мантра, которая защищает нас от нежелательных мыслей и чувств.

О: Мантра происходит от двух слов: манас – ум, и тра – защищать. Так что же она защищает и от чего? Она защищает ум от нежелательных мыслей. Это сильная звуковая вибрация. Если человек пребывает в положительном состоянии сознания, его ум не нуждается в защите. Однако он может хотеть превзойти поток мыслей, вритти, и погрузиться в состояние великой тишины. Он может использовать мантру, которая сводится к одному звуку или к короткой последовательности звуков. Он может концентрироваться на мантре, пока не исчезнут все мысли. Тогда он сможет погрузиться в состояние великого безмолвия. В этом случае, ум получает еще больший позитивный заряд. Он всегда защищен!  

В: Очень красиво. Я никогда не слышала такого красивого объяснения. Вы придерживаетесь веганской диеты (полное отсутствие животных продуктов, включая молочные и мед) уже более 30 лет. Вы делились своим опытом и знанием со многими специалистами в этой сфере. Не могли бы еще раз сказать, какова основная причина для соблюдения вегетарианской диеты. Пояснить это для тех, кто хочет перестать есть мясо, но все же имеет некоторые сомнения.

О: В Йоге есть морально-этические предписания, известные как Яма и Нияма. Первая из них – ахимса, что означает ненасилие. В идеале, это говорит о том, что мы должны совершать как можно меньше насилия на этой планете. Я осознаю, что мы живем в обществе, которое не станет полностью вегетарианским. Например, когда мы заболеваем, то принимаем лекарства, которые, возможно, тестировали на животных. Всё имеет свою причину на высшем плане. Тем не менее, с нашей стороны, мы должны стараться делать все, что в наших силах, чтобы уменьшить уровень насилия на планете. Для меня этот выбор был прост. Как только я услышала о концепции вегетарианства – до этого я никогда об этом не думала, в то время мы даже слова такого не знали – сопоставила все факты, осознала, что я ем животных, я тут же изменила свою диету. Я посмотрела на свою любимую кошку и сказала себе: "Тот же дух находится и в корове!" Это очень глубоко меня тронуло. Я просто обожаю и люблю наших милых маленьких братьев и сестер, и теперь даже не могу представить, как их можно есть! Все началось с этого. Я никогда не читала о пользе вегетарианства для здоровья, но к моему удивлению, многие проблемы со здоровьем, которые я воспринимала, как неизбежные, полностью исчезли. Я почувствовала, что тело испытывает намного меньше стресса, во мне появилось больше жизненной силы. Я слышала это от многих, кто решился на подобные изменения. 

В: Как специалисты относятся к идеи вегетарианства?

О: Я общалась со многими врачами, в основном с кардиологами и их пациентами. Некоторые очень открыты для подобных идей. Многие понимают, что изменения необходимы. Но мы все индивидуальны. Когда я говорю, что это диета, которая наилучшим образом подходит мне, я не настаиваю, что она для всех. Каждый должен найти ответ для себя сам. Многие специалисты замечают, что, когда человек начинает придерживаться более легкой диеты, меньше есть, его тело становится более живым и здоровым, а ум более ясным. Каждый может начать постепенные изменения в диете, шаг за шагом, если кому-то хочется, они могут делать и большие шаги. Какими бы эти шаги не были, главное их совершать. Если каждый будет постепенно менять свою диету, мы сможем значительно изменить наш образ мышления, наши мысли и чувства.  

В: Вы отметили совершенно верно – это медленный процесс, так как тело должно приспособиться, в зависимости от сегодняшних привычек питания. Это должно происходить естественным образом.

О: Систематический подход, шаг за шагом, всегда имеет свои преимущества. Но должна сказать, что когда я осознала, что ем животных – я больше не могла этого делать. Неделей позже, я плохо себя чувствовала после еды, которую теперь мы называем джанк-фуд (еда-отход, фаст-фуд) – этого было достаточно, чтобы перестать ее есть. Я прошла через резкие изменения. Но многим другим, я рекомендовала привносить изменения постепенно. Просто выберите то, что для вас больше подходит!

Журнал Yoga Spirit, Июнь, 2007

 
  • Трай (Три) Йога интенсив (Базовый уровень) с Павитрой в Барнауле 14-15 сентября 2013

    В течение двух дней вы окунетесь в безграничное пространство нового для вас мира. Этот интенсив несколько отличается от вашего обыденного потока жизни. Здесь вы сможете наконец-то пробудиться ото сна, в котором живете и осознанно провести время в настоящей реальности, акцентируя внимание на происходящие события вокруг.

 
 

Подписаться на e-mail рассылку

Адреса с самопознания
Лучшие притчи
Семинары и тренинги
SMS рассылка
Ваше имя

Сообщите ваше имя.
Номер мобильного телефона

Впишите номер вашего мобильного телефона в формате +7XXXXXXXXXX


Последние комментарии