Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.
Психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельности порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.
Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе других. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии.
Музыка и различные виды деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Так, в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов и потребностей.
Однако само по себе количество видов музыкальной деятельности на школьном уроке еще не определяет успеха в решении задач музыкального воспитания. Для этого необходим комплексный подход к его организации, когда все элементы урока подчиняются его теме, теме четверти, года, а сам урок обеспечивает целенаправленное музыкальное развитие учащихся. Музыкальная школа Голос Земли научит петь быстро всех взрослых.
Реализация комплексного подхода к уроку возможна на базе хорошей методической подготовки будущего учителя. Она предусматривает осмысление всех видов музыкальной деятельности школьников так, чтобы развитие музыкальных способностей осуществлялось во взаимосвязи, один вид деятельности обогащал другой и каждый урок являлся неотъемлемым звеном целостного процесса музыкального воспитания.
Специфика уроков музыки более точно отвечает потребностям личности ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий для младших школьников актуальна игровая деятельность, поэтому урок музыки и знакомство с искусством настолько значимо в начальной школе. При вхождении ребенка в учебную деятельность ему сложно переключиться с занятий дисциплинами науки на занятия музыкальной деятельностью. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым, сохраняя ребенку здоровье.
Существует множество программ по преподаванию музыки в начальной школе, на которые опираются учителя музыки и право педагога выбрать ту программу, которая совпадает с его взглядами на ребенка и на роль музыкального искусства в его жизни. Но самое главное не как обучить своих учеников музыке, а как их увлечь! Творчески подходя к программе, учитель не должен разрушать ее тематическое построение, все должно быть последовательно и органично, однако план урока должен быть у учителя в голове, о чем ребята догадываться не должны.
Общее музыкальное воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека. Какую бы программу педагог не выбрал, структура урока музыки всегда стандартная:
• Слушание музыки
• Исполнительская деятельность
• Пение
• Музыкально – познавательная деятельность
Рассмотрим подробнее эти формы музыкальной деятельности.
Слушание музыки – это, пожалуй, самое трудное занятие для детей младшего школьного возраста. Дети в этом возрасте очень активны и долго сидеть на месте им трудно. Важно приучить детей к мысли о том, что при слушании надо сидеть тихо, ибо настоящая музыка рождается в тишине.
В наше время, когда поток музыкальной информации доступен всем, задача учителя музыки научить ребят отличать плохую музыку от хорошей, формировать музыкальный вкус ребенка, но без навязывания. Перед прослушиванием должна пройти короткая беседа о произведении, что бы настроить ребят на «нужную волну», вызвать настроение, родственное тому, что вскоре у них должно возникнуть благодаря звучащей музыке. Особенно нравится детям движение под музыку (притопы, движения руками, хлопки и т.д) такой вид музыкальной деятельности позволяет отдохнуть и снять напряжение.
Музыкальный репертуар учитель может подбирать, опираясь на выбранную программу. Знания и опыт подскажут педагогу, какие произведения он может включить в урок в замен указанных в программе.
Другая форма музыкального приобщения - это исполнительская деятельность. Виды деятельности самые различные (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, ритмические ансамбли и др.) исполнительская деятельность реализует такие музыкально – педагогические задачи как: развитие чувство ритма у детей, чувство «локтя» (коллективная работа», творческое развитие ребенка.
Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Песенный репертуар должен подбираться учителем очень тщательно, он должен давать детям ощущение радости, а общий настрой должен носить «терапевтический» характер и дарить детям только положительные эмоции. Важно отметить, что пение на уроках музыки является действием коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.
И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесным образом связана с музыкально – познавательной деятельностью.
В процессе всех форм музыкальной деятельности ребята узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять музыку.
Что касается музыкальной грамоты, то в программах по музыке, созданных на сегодняшний день мнения разные. Одни авторы программ считают важным и необходимым вводить элементы теории музыки, другие считают, что музыкальную грамоту нужно полностью исключить из начального этапа обучения. Однако музыкальная грамотность и музыкальная грамота понятия не тождественные. Музыкальная грамотность - это способность и желание ребенка воспринимать музыку эмоционально, понимать ее, чувствовать стиль автора, исполняемого произведения даже не зная сочинения. А музыкальную грамоту или элементы теории музыки нужно включать очень осторожно, после накопления некоторого слухового опыта у ребенка. В начальной школе при обучении музыки не должно быть никаких правил и упражнений, отвлеченных от живой музыки.
На протяжении всего урока учитель должен увлекать детей музыкой и всегда помнить, что скука нетерпима на любом школьном уроке, а уж на уроке музыки нетерпима трижды!
Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие школьников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности на уроках музыки.


Дата 23.07.2017
 
  • Йога-тур "Неприступное чудо Алтая". Телецкое озеро 22-30 августа

    Долина ЧулышманЙога-центр "Атма" приглашает всех, кто желает отдохнуть, набраться сил и здоровья, улучшить знания духовной практики и прикоснуться к высоким истинам.

    Здесь Вас ждёт ежедневное общение с учителем Три Йоги, массажистом и специалистом по правильному питанию, имеющим международную сертификацию, многолетний опыт практики и высокий уровень квалификации.

     

     

    Телецкое озеро – самое загадочное и легендарное место Горного Алтая. Красота Телецкого озера может посоперничать с его таинственностью: алтайский заповедник, долина Чулышмана, водопад Учар и каменные грибы – впечатлят вас до глубины души! Остаться равнодушным невозможно – каждый путник оставляет на озере частичку себя, чтобы вернуться сюда вновь.

    Всякому, кто ищет вдохновение и уединение, необходимо побывать здесь хотя бы раз. Зеркальная гладь знаменитого Телецкого озера, отражает самые сокровенные мысли и позволяет ощутить полную гармонию с самим собой.

    Программа: