Развитие личности — тема интересная, важная и отчасти даже загадочная. Свое внимание этому вопросу уделяют философы и психологи. Понять их несложно, ведь всем людям хочется знать возможности собственного развития, усовершенствовать имеющиеся навыки и по возможности приблизить себя к идеалу.

Чтобы более подробно ознакомиться с данной проблемой, лучше всего заняться психологией на более высоком уровне, пройдя соответствующий курс наук. В частности, это может быть онлайн обучение психологии в результате которого получите актуальные теоретические знания, с помощью которых легко разберетесь в этапах развития человека и его психологического взросления.

Возрастные этапы развития личности

Для изучения проблем психологического взросления чаще всего пользуются возрастной градацией — развитием личности по Фрейду или же по Эриксону. В основе той и другой лежит процесс изменения сознания по мере взросления личности.

Теория возрастного критерия развития пользуется наибольшей популярностью. Она разбивает жизнь человека на ряд этапов:

  1. Младенчество. В этот период у ребенка многое связано с матерью и зависит от нее, но это не мешает закладке основ личности и отношения к окружающему миру. Фактически в дальнейшем развитии человека многое зависит от периода младенчества. Наличие материнской заботы позволяет ребенку воспринимать окружающее в положительном ракурсе, а ее отсутствие — в негативном ключе с определенной степенью недоверия.
  2. Возраст 1-3 года. В этот период ребенок крепнет физически, осваивает ходьбу и умывание, а также начинает контролировать выделительные функции организма. Стремится действовать самостоятельно. Но при этом за жизнь и развитие по-прежнему отвечает мать.
  3. От трех до шести лет. В этом возрасте увеличиваются социальные взаимодействия, ребенок играет, общается с окружающими, проявляет интерес к труду. Может стремиться заботиться о более слабых сверстниках или животных. Активно фантазирует и даже создает собственные развлечения, сохраняя свою зависимость от родителей.
  4. 6-12 лет, школьный период. Человек становится более уравновешенным психически, активно изучает внешний мир, создает контакты. Стремится освоить новые знания. В это время обычно ребенку прививают дисциплину и поддерживают его стремление к творчеству. Возрастает самостоятельность, но заботу родителей воспринимает адекватно.
  5. 12-19 лет, период юности. Возраст самоопределения, отвечающий за становление и развитие. Происходит активный поиск своего места и роли в жизни, возможен пересмотр ценностей. Часто проявляются допущенные ранее ошибки в воспитании. При этом продолжает сохраняться материальная зависимость от родителей.
  6. 20-25 лет, период молодости, совпадающий с началом взрослого периода. Обычно в это время возникают любовные отношения, привязанности, стремление к самостоятельности и созданию семьи. Требуется ощущение взаимности в возникших чувствах, уважительных отношений. Требуется умение создания баланса в отношениях с другим полом. Но следует помнить, что если в предыдущие этапы происходило подавление развития личности ребенка, то этот уровень развития может и не наступить.
  7. 26-64 года, период зрелости. Личность продолжает развиваться, но выражается это в проявлении заботы о подрастающем поколении. Проявляет больше интереса к внешнему миру и оказанию помощи другим людям. Появляется потребность в передаче знаний и умений другим людям, это могут быть дети, внуки и другие близкие. Это период максимального профессионального развития личности.
  8. 65 лет и выше, период старости, последней стадии развития человека. Все больше времени уходит на воспоминания и переосмысливание прожитых лет, пересмотр правильности принимаемых ранее решений.

Другие виды классификации

Это далеко не единственная теория, раскрывающая развитие личности. Этими вопросами занимались еще в далекой древности. К примеру, в Китае жизнь человека делили на 7 отрезков. К лучшему периоду относили возраст в интервале 60-70 лет, так как именно в это время проявляется духовная мудрость и зрелость.

Еще один вариант классификации, связанный с временами года. В нем человеческое развитие распределено по временам года:

  • весной происходит появление личности на свет и ее последующее становление, длительность до 20 лет;
  • летом наступает молодость, продолжающаяся от 20 до 40 лет;
  • осенью происходит расцвет личности, длящийся от 40 и до 60 лет;
  • зимой приходит старость.

Как видите, здесь упор делается на цикличность человеческой жизни. Эта теория связана с идеями перевоплощения и перерождения. В жизни, как и в природе все периодически меняется местами, проходя по кругу из поколения в поколение.

Не стоит зацикливаться на возрастной периодизации. Также не имеет смысла изо всех сил пытаться продлевать юность, от природы скрыться не удастся. Главное научиться в любом возрасте жить с учетом физиологических и психологических особенностей данного периода. Ведь это ресурс, позволяющий человеку жить наиболее полно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here