«Рафаль» намерен устроить Су-30МКИ «показательную порку»

Через месяц во французском небе станет ясно, какой истребитель лучше

Владимир Тучков

В июле в Индии может разгореться серьезный политический скандал. С обвинением правительства в коррупции и разбирательствами в парламенте. Его способны спровоцировать военно-воздушные учения Garuda-VI, в которых примут участие истребители ВВС Индии и Франции. Гвоздем программы учений станут воздушные бои между Су-30МКИ и «Рафалями», которые правительство Индии закупило у Франции на весьма странных условиях.

В 1998 году Париж и Нью-Дели подписали соглашения о проведении совместных военных учений, в которых принимают участие не только ВВС, но и ВМС и сухопутные войска. Военно-воздушная программа начала реализовываться в 2003 году на Garuda-I. Учения попеременно проходят и на индийских, и на французских авиабазах. В их задачи входят отладка взаимодействия авиации, проверка новых тактических и стратегических приемов, а также летной техники, профессионализма пилотов и слаженности работы наземных служб.

Нынешние учения будут проходить в июле на французской авиабазе Armée de l’Air. В учениях, которые продлятся две недели, с индийской стороны будут принимать участие 10 многоцелевых истребителей Су-30МКИ, военно-транспортный самолет Ил-76 и самолет-заправщик Ил-78. Этой техникой будут управлять 150 офицеров различной специализации.

Особый интерес на этих учениях будут представлять учебные бои с многоцелевыми истребителями «Рафаль», поскольку именно на них сделало упор индийское командование при обновлении парка средних истребителей. В ходе тендера, в котором принимали участие, помимо Франции, Россия, США, Швеция и авиационный евроконцерн, Нью-Дели приобрели 36 «Рафалей». Контракт на поставку начнет реализовываться в сентябре этого года. При этом сумма выплат французам оказалась совершенно запредельной.

На первых учениях, которые прошли в 2003 году в Индии, Францию представляли истребители четвертого поколения «Мираж 2000», эксплуатирующиеся с середины 80-х годов, Индию — Су-30К, который на 8 лет моложе «Миража», но при этом также принадлежит к поколению 4 без единого плюсика после четверки.

Garuda-II прошли во Франции в 2005 году примерно с таким же составом авиагрупп.

Самое интересное началось в 2010 году на четвертых учениях, когда индийцы пригнали во Францию свои новенькие Су-30МКИ, относящиеся к поколению 4++. В них введен двигатель с отклоняемым вектором тяги, новая РЛС с фазированной антенной решеткой, усилено вооружение и использован более эффективный комплекс радиоэлектронной борьбы. В учениях приняли участие не только традиционные «Миражи», но и новые «Рафали», относящиеся к поколению 4+. Также были приглашены F-16 ВВС Сингапура.

Начиная с Garuda-IV, российские истребители спроектированные специально для Индии, с различным отрывом по баллам выходили победителями в сражениях с «Рафалями». Забегая вперед, скажем, что «американцам» F-15 и F-16 от этого истребителя на различных учениях, включая и индо-американские Cope, доставалось еще больше. Известны случаи, когда победа одерживалась всухую со счетом 10:0.

В то же время «Рафаль» в подлинном смысле этого слова прославился в 2008 году на учениях «Рэд Флэг». Результаты учений были строго засекречены по той причине, что в учебном бою сошлись французские «Рафали» и американские «Рапторы» (F-22). Инициаторами запрета на обнародование информации стали американцы. О причине, конечно, можно догадаться. Но спустя некоторое время пришло и подтверждение догадки — произошла утечка информации. Причем абсолютно документальной. Спустя 4 года французы опубликовали в интернете ролик, на котором видно, как «Рафаль» в учебном бою берет в прицел «Раптора».

Конечно, в воздухе всякое бывает. И многое зависит не только от самолета, но и от пилота. Эта история, конечно, не является доказательством того, что «Рафаль» лучше «Раптора». Скорее наоборот. Тем не менее, ролик свидетельствует о том, что этот французский истребитель обладает твердым характером и достаточно зубаст.

«Рафаль» совершил первый полет в июле 1986 года. Конструкторам понадобилось 20 лет, чтобы эта машина была принята на вооружение ВВС Франции.

Создается ощущение, что индийцы выбрали для массовой закупки «Рафаль», основываясь, прежде всего, на паспортных данных этого самолета. Они, действительно, вызывают уважение. При незначительной массе пустого самолета он способен брать во внутренние отсеки и на подвески (всего 14 узлов крепления) 9500 кг ракетно-бомбового вооружения. Прекрасная скороподъемность, равная 310 м/с. Хорошая маневренность. Тяговооруженность достигает 1,03. Боевой радиус — 1400 км. Достаточно разнообразное ракетное вооружение как для воздушного боя, так и для нанесения ударов по земле. Среди ракет — «Метеор». О «Метеоре» произносят много восторженных слов, но пока никто не видел в деле эту ракету «воздух-воздух». Также необходимо отметить, что последняя модификация истребителя оснащена РЛС с активной фазированной антенной решеткой.

Разумеется, есть характеристики и послабее. Например, максимальная скорость на высоте — 1915 км/ч. Однако, невелика беда, теперь принято считать, что для завоевания господства в воздухе скорость, превышающая 2,5 М, не слишком-то и нужна. Тяга на форсаже — 2×7500 кгс…

Судьба Су-30МКИ уникальна. Машина была специально разработана для ВВС Индии. И при этом находящиеся в ту пору на вооружении ВВС России истребители не дотягивали по боевым качествам до этого самолета.

За основу взят был практически идеальный с точки аэродинамики планер Су-27, линию которого продолжили также Су-34 и Су-35. Сочетание планера с двигателями с отклоняемым вектором тяги делали этот истребитель непобедимым в ближнем бою. Для сражения на дальних дистанциях самолет был оснащен РЛС Н011 «Барс» с пассивной фазированной антенной решеткой, которая и в настоящее время не только не утратила своей актуальности, но и по некоторым характеристикам (по разрешающей способности, которая меньше 10 метров, по производительности обработки данных и по дальности обнаружения) превосходит РЛС «Раптора».

Большая мощность, выделяемая «Барсом», компенсируется эффективным комплексом радиоэлектронной борьбы, который с высокой степенью надежности защищает Су-30МКИ от атак истребителей противника и наземных комплексов ПВО. Причем данная РЛС по-настоящему универсальна — она в равной степени эффективно отслеживает как воздушные, так и наземные цели и с большой точностью наводит на них ракеты. Благодаря использованию РЛС «Барс» Су-30МКИ частично овладел функциональностью самолета ДРЛОиУ, в связи с чем он способен выдавать целеуказание другим самолетам своей группы, выполняющим боевое задание.

Ну, а наличие в боекомплекте не только ракет ближнего боя, но и средней дальности — Р-77 — позволяет истребителю уверенно себя чувствовать и в сражениях на дистанциях до 120 км.

Еще один прорыв конструкторы совершили, впервые применив в самолетном радиоэлектронном оборудовании принцип открытой архитектуры. Что позволяет существенно упростить модернизацию комплексов авионики.

В отличие от «Рафаля», истребители Су-30 подтвердили свои характеристики в боевых условиях. В Сирии используется модификация Су-30СМ. Правда, во время февральского индо-пакистанского инцидента Су-30МКИ особо себя не проявили. На их счету были два сбитых аэростата и один беспилотник американского производства.

Однако Су-30МКИ, пилотируемые индийскими летчиками, доказали свое подавляющее превосходство в разнообразных учебных боях над американскими F-15, F-16, F/A-18, а также над евроистребителем «Тайфун». Так что результаты учебных боев между Су-30МКИ и «Рафалем» вполне предсказуемы.

Не случайно этот самолет, созданный в ОКБ Сухого, завоевал большую популярность на международном рынке. Он выпускается сейчас крупными сериями. К настоящему моменту произведено почти 700 машин различных модификаций, которые эксплуатируются не только в России, но и в Индии, Вьетнаме, Алжире, Анголе, Венесуэле, Индонезии, Казахстане, Китае, Малайзии, Уганде. В связи крупносерийностью производства стоимость истребителя удалось снизить до 50 млн. долларов.

Это почти в два раза меньше, чем стоимость «Рафаля», равная 90 млн долл. При этом индийцы умудрились заплатить за 36 французских самолетов 7,6 млрд евро. То есть каждый самолет обошелся бюджету в 210 млн евро. Учитывая, что при этом «Рафаль» имеет невысокий рейтинг на мировом рынке — лишь Египет купил 25 и заказал 24 истребителя, — оппозиционные партии настаивают на расследовании сделки. Предполагая, что она имеет коррупционную подоплеку.

Тем не менее, в сентябре «Рафали» начнут поступать в Индию. Их уже распределили между двух эскадрилий. Одна базируется на севере страны. Она должна противостоять ВВС Пакистана. Вторая — на северо-востоке. Ей отведена роль защиты от «китайской угрозы». Однако вряд ли эта защита будет эффективной, поскольку в Китае эксплуатируются российские Су-35 и собственные истребители пятого поколения.

 

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here